понедельник, 29 августа 2016 г.

Григорьев Николай Михайлович Герой Советского Союза.

В Свердловской области больше не осталось Героев Советского Союза. Последний из Героев, Николай Михайлович Григорьев, сражавшийся с врагом на Центральном и Белорусском фронтах, воевавший с Японией, ушёл от нас вчера, на 91-м году жизни.

На фронтах Великой Отечественной войны Григорьев был с августа 1943 года. Воевал стрелком, командиром отделения, помощником командира взвода разведки. Трижды был ранен.
— Я ушёл на войну в 17 лет, – рассказывал ветеран. – В 1943 году пришла повестка из военкомата. Ни я, ни мать не стали выяснять, почему меня призвали в ещё не призывном возрасте. Значит, так надо. Через несколько месяцев меня после снайперской школы отправили на фронт. На Украину, в Черниговскую область. Помню какой-то населённый пункт на берегу реки. Он был сожжён фашистами – вместо домов чёрные трубы. Только свиньи бегали по посёлку и пожирали трупы… На месте сожжённого дома сидел котёнок, громко и жалобно мяукал. Через несколько дней меня ранило во время боя за освобождение Конотопа. Пуля прошла навылет через лёгкое.

– Звёздочку Героя мне дали за взятие Нарева. Это река в Польше, впереди были Варшава и Берлин. С пятнадцатью разведчиками мы тогда переправились через Нарев, с группой поддержки и с сапёрами захватили клочок земли. Держали его, пока наши не подошли. Из той нашей группы разведчиков в живых осталось трое, – вспоминал ветеран, награждённый также Золотой Звездой Героя, орденом Ленина, орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной звезды, двумя медалями «За отвагу» и двумя медалями «За боевые заслуги».

Николай Михайлович говорил, что ничего в 18 лет не боялся. Страшно стало уже после Победы, после окончания войны.

– Ведь для меня-то война не закончилась после 9 Мая. Отправили на Восток, в Манчжурию, воевать с японцами. Тогда начал думать: как обидно будет, если сейчас погибну, когда самое страшное уже позади, – делился Григорьев.

Он был уверен: человека всегда есть выбор. И у власовцев, и у генерала Карбышева. Только одни брали в руки оружие и воевали со своими. А генерал Дмитрий Карбышев, которому посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, предпочёл мучительную гибель – от пыток ледяной водой на морозе, в концлагере, но не стал сотрудничать с гитлеровцами.

– Я сам видел, как фашисты при отступлении приковывали цепями к деревьям наших перебежчиков, давали им в руки пулемёты, автоматы и велели стрелять по нам. И они стреляли! Помню, как наш командир допрашивал какого-то орловского мужика, который перешёл на сторону немцев. Он умолял, плакал, говорил, что его заставили, угрожали, что у него дети... Да, не у всех хватает характера, не все созданы для войны. Но всё равно, давайте называть всё своими именами: они предатели. Разве нет? – делился горькими военными воспоминаниями Николай Михайлович.
https://polkrf.ru/news/697/sverdlovsk...

www.живаяистория-ургпу.рф
http://vk.com/zhivayaistoria_vov
"Живая история в каждом из нас"




Комментариев нет:

Отправить комментарий